понедельник, 21 марта 2011 г.

Одаренный ребенок в театрализованной деятельности


Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен быть радостью заполнен радостью открытия мира. Чем же могут помочь занятия и беседы по сценическому искусству в развитии ребенка? Что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? С точки зрения педагогической привлекательности, тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
 
Важнейшая задача дошкольного образования – сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно – нравственный облик ; развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально – нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности.
В соответствии со сказанным, мы полагаем возможным строить всю педагогическую работу по художественно – эстетическому воспитанию, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка ценности его своеобразия. Поэтому на первый план выдвигается художественно – эстетическая деятельность обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Мы считаем, что такой деятельностью для дошкольника становиться прежде всего театрализованная, поскольку:
         - основывается на театральном искусстве, являющимся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно – художественное оформление и т.п.). Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически ;
         - близка игре – наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно – ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.
         Важная часть работы по художественно – эстетическому воспитанию – подготовка спектакля (утренника), в котором принимают участие все педагоги, работающие с детьми, и родители.
        
Подготовка спектакля строится по следующей схеме:

-         выбор инсценировки или утренника и обсуждения ее с детьми;
-          деление инсценировки на эпизоды и пересказ их детьми;
-         работа над отдельными эпизодами в форме эпизодов с импровизированным текстом;
-         поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость) ; создание совместно с детьми эскизов и костюмов ;
-         переход к тексту инсценировки (утренника), работа над  эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
-         работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
-         репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита ( можно условными), музыкальным оформлением;
-         репетиция инсценировки (утренника) целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций; уточнение темпа и ритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
-         премьера спектакля (утренника); обсуждение со зрителями – взрослыми и детьми;
-         повторные показы спектакля (утренника) ;

         В нашем детском саду практикуется следующее: после показа инсценировки (утренника) родителям, мы еще раз показываем его для детей других групп, с изготовлением афиши и пригласительных билетов; подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

         Процесс работы с ребенком над ролью организуется следующим образом:

-         составление словесного портрета героя;
-         фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-         сочинение различных случаев из жизни героя. Не предусмотренных инсценировкой;
-         анализ придуманных поступков;
-         работа над сценической выразительностью (определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации);
-         подготовка театрального костюма;
-         использование грима для создания образа.

Анализ детской деятельности определяется по следующим критерия

-         знания об искусстве театра и эмоционально положительное отношение к нему;
-         умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей;
-         умение строить сценический образ действующих лиц;
-         практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.
Данные критерии – показатели готовности к театрализованной деятельности, определяемой как система знаний и умений обеспечивающих возможность совместной работы по созданию спектакля (утренника) и комфортность ребенка на всех ее этапах.
Готовность к театральной деятельности и комфортность в ней ребенка достигается не только его участием в постановках, но и посещением театров. В нашем детском саду это уже стало традицией приглашать различные театры к нам со своими спектаклями и практически в каждом из них дети принимают непосредственное участие, будь –то кукольный театр, либо театр миниатюр, а в представлениях Курганского театра ростовых фигур, дети самые активные участники спектакля. Такое непосредственное, близкое общение между актерами и детьми повышает самооценку ребят как актеров, дает им возможность самостоятельно творить.
Знакомство детей с театром проходит не только в стенах детского сада, мы регулярно организуем выездные посещения различных театров. Наши воспитанники посетили Театр Юного Зрителя, где смотрели премьеру спектакля «Сказка о Золотом петушке». Были в филармонии на музыкальном детективе «Тайна скрипичного ключа». В кукольном театре смотрели «Королева зубная щетка», а в Оперном театре слушали прекрасную музыку и любовались сюжетом мюзикла «Лягушка – царевна». Благодаря этим экскурсиям, дети познакомились с различными театральными жанрами, увидели, как прекрасны театры и наблюдали за игрой профессиональных актеров.
Таким образом посещение театров – это организация событий, приносящих ребенку яркие индивидуальные, эмоциональные и коллективные переживания, социальный опыт успеха и неудач.
Мир театра сказочек, но дети воспринимают его как реальность. Необходимо, чтобы дети вошли в этот  условный мир, где животным и куклам, придаются человеческие черты. Надо развивать детскую фантазию!

Комментариев нет:

Отправить комментарий